про разработку и дизайн шрифтов

Как создавался бесплатный шрифт «Доброзрачный»

1 августа 2016, 2:54

Чтобы добиться в шрифтовом деле целей которые поставил для «Русских шрифтов» одного меня недостаточно, нужен опыт работы в команде (а со временем и команда). Я решил что буду обкатывать технологию на бесплатных проектах для «Русских шрифтов». В моём понимании бесплатный шрифт не тяп-ляп и внимание должно быть точно такое-же как коммерческим продуктам.

После публикации поста в инстаграме с предложением заколабиться и сделать бесплатный шрифт откликнулось несколько человек. Одним из них был Саша, на тот момент я проигнорировал его ответ, в последствии окажется что он единственный из откликнувшихся не сломается и доведёт начатую работу до конца. На мне должна была лежать вся техническая часть по проекту (кернинг, апроши, опентайп фичи и т.п) и общие советы/помощь по буквам.

Cпустя какое-то время листая ленту наткнулся на Сашин черновик. Идея показалась перспективной и интересной. Связался и предложил на её основе сделать бесплатный шрифт. Обсудили детали предстоящего сотрудничества и принялись за работу. Решили делать акцидентный гротеск с узкими пропорциями и низким контрастом, созданный на основе допетровской кириллицы и стилизованный под модерн. В двух начертаниях: обычном и наклонном.
первый скетч для шрифта Доброзрачный

Стартовали работу с кириллицы. На первую черновую версию ушло примерно 10-14 дней. Получилась довольно забавной. Сразу хочу отметить, что одной из моих целей было не давить на Сашу в плане решений для букв, а постепенно провести через весь проект. Чтобы он мог ошибаться и учиться. Опыт лучше воспринимается через собственные «грабли» и спотыкалочки.
первый подход к кириллице

Саша делал подход, я проверял и писал предложения по улучшению. Мы дискутировали, искали решения и потихоньку двигались вперёд. Пробежали ещё 20 дней. Кириллица потихоньку превращалась из неокрепшего юноши в подростка. Здесь в глаза бросается точка на «Й», это довольна распространённая ошибка среди начинающих (в моих первых шрифтах тоже было такое). Диактрический знак над «Й» не может быть точкой. Для примера можно взглянуть на «соседей»: Й Ă Ğ, точка бывает у Ċ Ė Ġ.
первый подход к кириллице

Начинается работа над латиницей, пунктуацией и символами
Доброзрачный. Латиница и символы

Наступила затяжная пора правок и я решил тоже поучаствовать в рисовании букв чтобы ускорить процесс. Когда латиница с кириллицей, цифрами и базовым набором пунктуации была готова я обратился за советом к Александру Зуеву. Это была хорошая идея. Предложений по улучшению стало ещё больше, работа как будто не собиралась заканчиваться, а только увеличивалась. Тогда я подумал, что Саша офигеет и на этом проект остановится :-). На картинке ниже только часть правок, по факту надо было не только внести изменения в буквы но и перерисовать почти все контуры для всего что было уже сделано. Как говорится: дорогу осилит идущий. Совместными усилиями мы победили все буквы.
первый подход к кириллице

Думал отправиться собирать мультиязычность и тут Саша приходит с предложением дополнить шрифт олдовой кириллицей: ꙖѢѦѨѪѬѮѰѲѴ. Вообще слоган этого шрифта: а давай вот это доделаем/улучшим/добавим. На картинке внизу начальная и финальная версия.
первый подход к кириллице

Собираю финальную версию шрифта. Апроши, кернинг все дела. Готова: кириллица, латиница, расширенная латиница (западная, центральная, восточная), расширенная кириллица. Начинаю финальные тесты. Шрифт подкидывает идею: слушай, а добавишь мне лигатур? Хах, конечно. Вот так спонтанно появляются 26 лигатур.
Лигатуры в Доброзрачном

Этот проект был отличным уроком для меня и для Саши. Саша попробовал и сделал свой первый шрифт. Получил огромный опыт и надеюсь не остановится и будет продолжать развиваться в этом направлении. Кто знает, может быть это не последний совместный проект. Я попросил его поделиться своим впечатлением о работе и вставил в конец этого поста.

Для себя я вынес много полезного в плане организации работы над проектом. Дополнил и расширил регламент по разработке шрифта для «РШ». На самом деле этот документ очень важная штука позволяющая оптимизировать работу и достигать большего меньшими усилиями.

Рассказывает Саша:

«В какой-то момент я понял, что каллиграфия для меня — лишь инструмент. У букв, просто написанных на бумаге или холсте, небольшое будущее: они могут стать хорошим декором открытки, возможно, логотипом, в лучшем случае-картиной. Мне же захотелось чего-то более грандиозного, современного, нужного людям, универсального — мне захотелось сделать шрифт, но все мои желания в какой-то момент загубил интерфейс пятого фонтлаба и представления о масштабе предстоящей работы: я понимал, что вряд ли сам смогу сесть и сделать что-то достойное, слишком много всего нужно учесть, нарисовать и свести в единое целое.

Когда Миша предложил мне воплотить мой скетч в жизнь, я понял, это шанс. Наконец-то получится работать не одному, а с опытным человеком, и перенять его навыки и узнать, как все происходит на самом деле.

Было это так: базовая кириллица и латиница нарисовались довольно быстро, а вот потом началось веселье. Во-первых, множество странных значков мультиязычности, которые пришлось изучать по википедии и пытаться нарисовать в общем, нестандартном, стиле. Во-вторых, бесконечные правки букв: изменение толщин и элементов, высот горизонтальных штрихов и зарезов.

В процессе я постепенно учился, понимал логику шрифта и строения букв, темпа. Перебрался из иллюстранора в фотнлаб, немного его освоил и убежал в глифс. Узнал множество новых букв, диакритических символов, прочел кучу статей про древнюю кириллицу чтобы понять, откуда взлись эти монстры (первоначально юс малый вашел похожим на приведение из пэкмана, да и вообще древние буквы выглядели очень космически).

Доброзрачный вышел красавцем. Пришлось задавить в себе привычки каллиграфа запихнуть в надпись все возможности рифм, которые только можно придумать, сделать букву наиболее красивой, поэтому многие знаки вышли не такими, как задумывались изначально. Чем-то пришлось жертвовать ради целостности и ритма, чтобы вышел именно Шрифт, не только красивый для обычных людей, но и правильный с точки зрения всех шрифтовых канонов.»

Проект начался в апреле и был опубликован 18 июля. За две недели с момента публикации «Доброзрачного» скачали больше 1100 раз. Класс!

P.S. Я открыт для предложений и совместных проектов. Если ты увлечён каллиграфией или леттерингом и хочешь сделать совместный шрифт. Пиши на почту: hello@mishapanfilov.ru обсудим ;-).

Поделиться
1 комментарий
Гегам Арутюнян

Красавчик! в след. раз я тоже могу помочь)

Ваш комментарий
адрес не будет опубликован

ХТМЛ не работает

Ctrl + Enter
Популярное