про разработку и дизайн шрифтов

Самые комментируемые за месяц

Особенность при экспорте в OTF

7 января 2017, 9:41

На майфонтс требуют две версии шрифтовых файлов для публикации: ttf и otf. Пока не стал пользоваться майфонтсом экспортировал шрифты только в ttf.

При тестировании шрифта (формат OTF) на наличие багов обратил внимание, что в индизайне и фотошопе в местах где два компонента буквы пересекают друг друга появляются не залитые области. И особенность в том, что это зависит от выбранного кегля. Здесь на картинке один и тот-же шрифт в разном размере. На мелком кегле не залитые области появляются, а на крупном пропадают.
Шрифт Барбариска

Если экспортировать формат TTF не внося никаких изменений в шрифтовой файл — бага нет.

Для OTF проблема решается банально. Просто объединяем нескольких компонентов буквы (или символа) в один.

О шрифте — Эрик Шпикерман

27 декабря 2016, 13:38

Эрик Шпикерман — О шрифте

Издательство «Манн Иванов и Фербер» прислали отличный подарок к новому году. Это книга «О шрифте» легендарного Эрика Шпикермана. Не буду обсуждать оформление книги и её вёрстку. Так как это субъективная вещь. Кому-то может понравится мягкая обложка и не понравится красный мелкий шрифт в сносках. Сосредоточимся на содержании.

Частенько шрифтовая литература имеет высокий порог входа и изобилует непонятными для обывателя терминами (да ещё и скучно написана, как инструкция к стиральной машинке). В данном случае всё наоборот, книга открыта и будет интересна для новичков и профессионалов. Каждый разворот делится на две части: фотографии с примерами и текст. Материал легко читается и хорошо усваивается. Большое внимание уделяется ритму, звучанию, характеру и эмоциям в шрифте. Это позволяет посмотреть на шрифт не как на набор знаков, а как на живой и уникальный инструмент. С помощью которого можно передавать эмоции и создавать настроение, акцентировать внимание.

Я бы хотел прочитать эту книгу пару лет назад. Это бы могло значительно ускорить погружение в шрифтовую культуру.

Скрам — Джефф Сазерленд

18 декабря 2017, 14:49

Шрифт Барбариска
Несколько лет назад термин «Скрам» часто мельтешил перед моими глазами. Наверное тогда я даже читал какие-то небольшие статьи посвященные этой теме. Было поверхностное понимание, но углубиться в эту методологию не было внутренней мотивации.

Шло время. Наш проект «Русские Шрифты» развивался и в какой-то момент я столкнулся с проблемой. Хотелось придумать как систематизировать и оптимизировать процесс разработки шрифта. Успевать делать больше в более короткие сроки. И в этот момент мне попадается интервью Германа Грефа в передаче у Познера, где он как раз произносит слово «Скрам». Что-то щёлкнуло и я понял, что сейчас как раз тот момент когда стоит разобраться что это за методология и можно ли применить её в своей работе.

Погуглив я нашёл книгу «Революционный метод управления проектами» авторства Джеффа Сазерленда. Издательство «Манн Иванов и Фербер» предоставили мне её в качестве подарка, за что им большое спасибо.

Книга дала ответы, которые казалось бы лежали на поверхности, но по каким-то причинам я не обращал внимания. Полученные знания и идеи я сразу же стал внедрять в производственный процесс. Это моментально дало положительные результаты и финальную стадию работы на нашим новым шрифтом «Деви» удалось закончить намного (думаю на процентов 30% точно) быстрее. В скором времени я перепишу
внутренний регламент по разработке шрифта и смогу добиться того что планировал: систематизировать и оптимизировать.

Если вы занимаетесь собственным делом и заинтересованы в его развитии, вам обязательно стоит обратить внимание на эту методологию.

Итоги 2017 и планы на 2018

31 декабря 2017, 17:37

Такое ощущение, что предыдущий пост с итогами я писал буквально пару месяцев назад, но прошёл год. Похоже надо ввести ежегодную традицию с такими отчётами. Полезно прочитать и вспомнить свои мысли. Оценить эффективность и осознать насколько твоё внутреннее ощущение развития совпадает с реальностью.

Самая главная цель реализована — у меня получилось полностью отказаться от фриланса и сосредоточится на развитии Русских шрифтов. Т.е в этом году я был сфокусирован только на шрифтах.

План по развитию студии был освоен не полностью. Это связано с тем, что изначально некорректно оценил сроки (или свои силы) по проектам и по мере продвижения пришло понимание как надо было сделать «правильно». Первое от чего я отказался это формат бесплатных шрифтов, в результате за год выпустил 1 бесплатный вместо 6 запланированных. Это нужно было сделать, чтобы было больше времени для работы над более сложными и интересными проектами.

По итогу в этом году выпустил 5 шрифтов. 1 бесплатный и 4 коммерческих:
Барбариска, 16 января 2017
Крабулер, 14 февраля 2017
Руфо, 20 марта 2017
Ростин, 21 июня 2017
Деви (нормальную ширину), 11 декабря 2017

Моими любимыми шрифтами стали Ростин и Руфо. Я не могу сейчас добавить к ним Деви, потому что шрифт готов только на 1/4, оставим это на 2018 год.

Самым сложным и очень богатым на опыт проектом оказался Деви. Эта сложность заключается в масштабе работы, так как шрифт будет включать в себя четыре версий: condensed, normal, extended и expanded. Пришлось потратить несколько месяцев чтобы найти оптимальную визуальную форму, несколько раз с нуля перерисовывал базовый набор латиницы и кириллицы чтобы добиться высокого качества. Столкнулся с техническими вопросами связанными с софтом и плагинами которые бы были оптимальными для решения такой огромной задачи. Всё это позволило приобрести ценный опыт и теперь с помощью полученных знаний смогу выпускать более качественные продукты, в более короткие сроки.

В конце года на меня оказала большое влияние книжка по скраму. Благодаря полученным знаниям удалось посмотреть на процесс разработки шрифтов под другим углом. И первое чем займусь в 2018 году — перепишу и оптимизирую внутренний регламент по разработке.

Вывод. В 2017 году я выпустил меньше проектов чем было запланировано. Получил намного больше опыта чем ожидал (в визуальной и технической части разработки шрифта).

В этот раз я не буду составлять такого детального плана как на 2017. Как показал опыт в процессе реализации всегда находятся более оптимальные решения, а некоторые части плана вообще оказываются не эффективными и от них приходится отказываться. Правильным решением на данный момент я вижу установить главную цель и в процессе движения по году оценивать прогресс.

Главной целью на 2018 будет выработка стратегии развития, увеличения охвата аудитории и продаж хотя бы в два раза.

Как создавался бесплатный шрифт «Доброзрачный»

1 августа 2016, 2:54

Чтобы добиться в шрифтовом деле целей которые поставил для «Русских шрифтов» одного меня недостаточно, нужен опыт работы в команде (а со временем и команда). Я решил что буду обкатывать технологию на бесплатных проектах для «Русских шрифтов». В моём понимании бесплатный шрифт не тяп-ляп и внимание должно быть точно такое-же как коммерческим продуктам.

После публикации поста в инстаграме с предложением заколабиться и сделать бесплатный шрифт откликнулось несколько человек. Одним из них был Саша, на тот момент я проигнорировал его ответ, в последствии окажется что он единственный из откликнувшихся не сломается и доведёт начатую работу до конца. На мне должна была лежать вся техническая часть по проекту (кернинг, апроши, опентайп фичи и т.п) и общие советы/помощь по буквам.

Cпустя какое-то время листая ленту наткнулся на Сашин черновик. Идея показалась перспективной и интересной. Связался и предложил на её основе сделать бесплатный шрифт. Обсудили детали предстоящего сотрудничества и принялись за работу. Решили делать акцидентный гротеск с узкими пропорциями и низким контрастом, созданный на основе допетровской кириллицы и стилизованный под модерн. В двух начертаниях: обычном и наклонном.
первый скетч для шрифта Доброзрачный

Стартовали работу с кириллицы. На первую черновую версию ушло примерно 10-14 дней. Получилась довольно забавной. Сразу хочу отметить, что одной из моих целей было не давить на Сашу в плане решений для букв, а постепенно провести через весь проект. Чтобы он мог ошибаться и учиться. Опыт лучше воспринимается через собственные «грабли» и спотыкалочки.
первый подход к кириллице

Саша делал подход, я проверял и писал предложения по улучшению. Мы дискутировали, искали решения и потихоньку двигались вперёд. Пробежали ещё 20 дней. Кириллица потихоньку превращалась из неокрепшего юноши в подростка. Здесь в глаза бросается точка на «Й», это довольна распространённая ошибка среди начинающих (в моих первых шрифтах тоже было такое). Диактрический знак над «Й» не может быть точкой. Для примера можно взглянуть на «соседей»: Й Ă Ğ, точка бывает у Ċ Ė Ġ.
первый подход к кириллице

Начинается работа над латиницей, пунктуацией и символами
Доброзрачный. Латиница и символы

Наступила затяжная пора правок и я решил тоже поучаствовать в рисовании букв чтобы ускорить процесс. Когда латиница с кириллицей, цифрами и базовым набором пунктуации была готова я обратился за советом к Александру Зуеву. Это была хорошая идея. Предложений по улучшению стало ещё больше, работа как будто не собиралась заканчиваться, а только увеличивалась. Тогда я подумал, что Саша офигеет и на этом проект остановится :-). На картинке ниже только часть правок, по факту надо было не только внести изменения в буквы но и перерисовать почти все контуры для всего что было уже сделано. Как говорится: дорогу осилит идущий. Совместными усилиями мы победили все буквы.
первый подход к кириллице

Думал отправиться собирать мультиязычность и тут Саша приходит с предложением дополнить шрифт олдовой кириллицей: ꙖѢѦѨѪѬѮѰѲѴ. Вообще слоган этого шрифта: а давай вот это доделаем/улучшим/добавим. На картинке внизу начальная и финальная версия.
первый подход к кириллице

Собираю финальную версию шрифта. Апроши, кернинг все дела. Готова: кириллица, латиница, расширенная латиница (западная, центральная, восточная), расширенная кириллица. Начинаю финальные тесты. Шрифт подкидывает идею: слушай, а добавишь мне лигатур? Хах, конечно. Вот так спонтанно появляются 26 лигатур.
Лигатуры в Доброзрачном

Этот проект был отличным уроком для меня и для Саши. Саша попробовал и сделал свой первый шрифт. Получил огромный опыт и надеюсь не остановится и будет продолжать развиваться в этом направлении. Кто знает, может быть это не последний совместный проект. Я попросил его поделиться своим впечатлением о работе и вставил в конец этого поста.

Для себя я вынес много полезного в плане организации работы над проектом. Дополнил и расширил регламент по разработке шрифта для «РШ». На самом деле этот документ очень важная штука позволяющая оптимизировать работу и достигать большего меньшими усилиями.

Рассказывает Саша:

«В какой-то момент я понял, что каллиграфия для меня — лишь инструмент. У букв, просто написанных на бумаге или холсте, небольшое будущее: они могут стать хорошим декором открытки, возможно, логотипом, в лучшем случае-картиной. Мне же захотелось чего-то более грандиозного, современного, нужного людям, универсального — мне захотелось сделать шрифт, но все мои желания в какой-то момент загубил интерфейс пятого фонтлаба и представления о масштабе предстоящей работы: я понимал, что вряд ли сам смогу сесть и сделать что-то достойное, слишком много всего нужно учесть, нарисовать и свести в единое целое.

Когда Миша предложил мне воплотить мой скетч в жизнь, я понял, это шанс. Наконец-то получится работать не одному, а с опытным человеком, и перенять его навыки и узнать, как все происходит на самом деле.

Было это так: базовая кириллица и латиница нарисовались довольно быстро, а вот потом началось веселье. Во-первых, множество странных значков мультиязычности, которые пришлось изучать по википедии и пытаться нарисовать в общем, нестандартном, стиле. Во-вторых, бесконечные правки букв: изменение толщин и элементов, высот горизонтальных штрихов и зарезов.

В процессе я постепенно учился, понимал логику шрифта и строения букв, темпа. Перебрался из иллюстранора в фотнлаб, немного его освоил и убежал в глифс. Узнал множество новых букв, диакритических символов, прочел кучу статей про древнюю кириллицу чтобы понять, откуда взлись эти монстры (первоначально юс малый вашел похожим на приведение из пэкмана, да и вообще древние буквы выглядели очень космически).

Доброзрачный вышел красавцем. Пришлось задавить в себе привычки каллиграфа запихнуть в надпись все возможности рифм, которые только можно придумать, сделать букву наиболее красивой, поэтому многие знаки вышли не такими, как задумывались изначально. Чем-то пришлось жертвовать ради целостности и ритма, чтобы вышел именно Шрифт, не только красивый для обычных людей, но и правильный с точки зрения всех шрифтовых канонов.»

Проект начался в апреле и был опубликован 18 июля. За две недели с момента публикации «Доброзрачного» скачали больше 1100 раз. Класс!

P.S. Я открыт для предложений и совместных проектов. Если ты увлечён каллиграфией или леттерингом и хочешь сделать совместный шрифт. Пиши на почту: hello@mishapanfilov.ru обсудим ;-).

Итоги 2016 и планы на 2017

25 декабря 2016, 0:43

Даже не верится. Ещё один год подходит к своему завершению. Пролетел намного быстрее чем предыдущие года :-)

Этот год был успешным в личностном и профессиональном плане. Начался он с осознания чем хочу заниматься. С 2009 года основная деятельность это веб-дизайн и разработка логотипов. Мне всегда была интересна работа с модульными сетками, книжная и журнальная вёрстка. В последствии я начал увлекаться каллиграфией. Вообщем всё крутилось вокруг букв. И в 2016 вступал с твёрдым пониманием — хочу заниматься разработкой шрифтов.

Желания и упорства было предостаточно. Но не всем целям было суждено реализоваться. Частично это было связано с недостатком опыта в разработке шрифтов. И частично с тем что я не записал все цели на бумагу и не распланировал сроки (это так элементарно, но большинство моих знакомых тоже не ставят чётких целей на ближайший год).

В 2016 получилось разработать пять шрифтов:
Гора
Доброзрачный
Огонёк
Барбариска (релиз в январе 2017)
Руфо (релиз в марте 2017)

Разработал фирменный шрифт для «Царьград» . Поучаствовал в качестве технического специалиста в разработке шрифта для TypeType.

Сейчас заканчиваю составлять детальный план действий на предстоящий год. Так будет больше уверенности в том, что я достигну поставленных целей. Обидно когда задуманное остаётся мечтами. Одним из ключевых направлений в 2017 является планомерное сокращение времени работы на клиентов (веб-диз и лого/фирстили) и больше сфокусироваться на развитии своего проекта «Русские шрифты».

Посмотрим что из этого получится, планы и в правду амбициозные!

Частотность буквенных сочетаний в кириллице и латинице

28 августа 2016, 15:38

Работая над шрифтом могут возникать разные вопросы. Какие лигатуры стоит делать? Какие буквы чаше всего встречаются в парах? Какие буквы являются самыми часто используемыми в словах? И прочие размышления. В этом посте поделюсь ссылками на ресурсы которые помогут найти ответы на эти и подобные им вопросы.

частотность буквенных сочетаний в кириллице
Частота двубуквенных сочетаний в кириллице. В таблице 697 пар. Чаще всего в кириллице встречаются пары: ст, то, но, на, по. Реже всего: фн, нэ, тш, фг, аё. Потерял ссылку на первоисточник от куда взяты эти пары. Статья «Частотность» из википедии сообщает, что самые популярные буквы в русском языке: о, е, а, и, н. В статье «Частотность слов» есть информация, что в среднем длинна слова в русском языке составляет 5 букв, а средняя длинна предложения 10 слов.

частотность буквенных сочетаний в латинице
Самые популярные латинские буквы и слова. Исследование содержит наглядно систематизированную информацию. Самые популярные слова на английском: the, of, and, to, in. В среднем длинна слова составляет 5 букв. Невиданные слова с длинной больше 20 букв, например: electroencephalographic или forschungsgemeinschaft. Пятёрка самых популярных букв: e, t, a, o, i. Чаще всего встречаются пары: th, he, in, er, an. Там ещё много всего интересного, советую ознакомится. Всё будет понятно, даже если вы не знаете английского языка.

Вот такая интересная статистика. Если я что-то не упомянул или у вас есть ссылки на интересные статьи на подобные темы — напишите в комментариях.

Ширина штамба

6 июля 2016, 16:37

Работая над шрифтом заметил интересную визуальную закономерность.

На картинке 6 пар из вертикальных линий. Ширина линии везде одинаковая. Но на первом варианте линии кажутся толще чем на последнем. Это связано с количеством белого пространства между штрихами. Чем меньше расстояние, тем толще выглядит линия.
расстояние между вертикальными штрихами

Этот момент стоит учитывать при проектировании узких (condensed) или широких (extended) шрифтов, чтобы буквы были визуально равны по массе. Грубо говоря: ширина вертикального штриха (штамба) в обычном начертании равна n, тогда в узкой будет n-1, а в широком n+1.
расстояние между вертикальными штрихами