про разработку и дизайн шрифтов

Самые комментируемые за месяц

Особенность при экспорте в OTF

7 января 2017, 9:41

На майфонтс требуют две версии шрифтовых файлов для публикации: ttf и otf. Пока не стал пользоваться майфонтсом экспортировал шрифты только в ttf.

При тестировании шрифта (формат OTF) на наличие багов обратил внимание, что в индизайне и фотошопе в местах где два компонента буквы пересекают друг друга появляются не залитые области. И особенность в том, что это зависит от выбранного кегля. Здесь на картинке один и тот-же шрифт в разном размере. На мелком кегле не залитые области появляются, а на крупном пропадают.
Шрифт Барбариска

Если экспортировать формат TTF не внося никаких изменений в шрифтовой файл — бага нет.

Для OTF проблема решается банально. Просто объединяем нескольких компонентов буквы (или символа) в один.

Итоги 2017 и планы на 2018

31 декабря 2017, 17:37

Такое ощущение, что предыдущий пост с итогами я писал буквально пару месяцев назад, но прошёл год. Похоже надо ввести ежегодную традицию с такими отчётами. Полезно прочитать и вспомнить свои мысли. Оценить эффективность и осознать насколько твоё внутреннее ощущение развития совпадает с реальностью.

Самая главная цель реализована — у меня получилось полностью отказаться от фриланса и сосредоточится на развитии Русских шрифтов. Т.е в этом году я был сфокусирован только на шрифтах.

План по развитию студии был освоен не полностью. Это связано с тем, что изначально некорректно оценил сроки (или свои силы) по проектам и по мере продвижения пришло понимание как надо было сделать «правильно». Первое от чего я отказался это формат бесплатных шрифтов, в результате за год выпустил 1 бесплатный вместо 6 запланированных. Это нужно было сделать, чтобы было больше времени для работы над более сложными и интересными проектами.

По итогу в этом году выпустил 5 шрифтов. 1 бесплатный и 4 коммерческих:
Барбариска, 16 января 2017
Крабулер, 14 февраля 2017
Руфо, 20 марта 2017
Ростин, 21 июня 2017
Деви (нормальную ширину), 11 декабря 2017

Моими любимыми шрифтами стали Ростин и Руфо. Я не могу сейчас добавить к ним Деви, потому что шрифт готов только на 1/4, оставим это на 2018 год.

Самым сложным и очень богатым на опыт проектом оказался Деви. Эта сложность заключается в масштабе работы, так как шрифт будет включать в себя четыре версий: condensed, normal, extended и expanded. Пришлось потратить несколько месяцев чтобы найти оптимальную визуальную форму, несколько раз с нуля перерисовывал базовый набор латиницы и кириллицы чтобы добиться высокого качества. Столкнулся с техническими вопросами связанными с софтом и плагинами которые бы были оптимальными для решения такой огромной задачи. Всё это позволило приобрести ценный опыт и теперь с помощью полученных знаний смогу выпускать более качественные продукты, в более короткие сроки.

В конце года на меня оказала большое влияние книжка по скраму. Благодаря полученным знаниям удалось посмотреть на процесс разработки шрифтов под другим углом. И первое чем займусь в 2018 году — перепишу и оптимизирую внутренний регламент по разработке.

Вывод. В 2017 году я выпустил меньше проектов чем было запланировано. Получил намного больше опыта чем ожидал (в визуальной и технической части разработки шрифта).

В этот раз я не буду составлять такого детального плана как на 2017. Как показал опыт в процессе реализации всегда находятся более оптимальные решения, а некоторые части плана вообще оказываются не эффективными и от них приходится отказываться. Правильным решением на данный момент я вижу установить главную цель и в процессе движения по году оценивать прогресс.

Главной целью на 2018 будет выработка стратегии развития, увеличения охвата аудитории и продаж хотя бы в два раза.

Скрам — Джефф Сазерленд

18 декабря 2017, 14:49

Шрифт Барбариска
Несколько лет назад термин «Скрам» часто мельтешил перед моими глазами. Наверное тогда я даже читал какие-то небольшие статьи посвященные этой теме. Было поверхностное понимание, но углубиться в эту методологию не было внутренней мотивации.

Шло время. Наш проект «Русские Шрифты» развивался и в какой-то момент я столкнулся с проблемой. Хотелось придумать как систематизировать и оптимизировать процесс разработки шрифта. Успевать делать больше в более короткие сроки. И в этот момент мне попадается интервью Германа Грефа в передаче у Познера, где он как раз произносит слово «Скрам». Что-то щёлкнуло и я понял, что сейчас как раз тот момент когда стоит разобраться что это за методология и можно ли применить её в своей работе.

Погуглив я нашёл книгу «Революционный метод управления проектами» авторства Джеффа Сазерленда. Издательство «Манн Иванов и Фербер» предоставили мне её в качестве подарка, за что им большое спасибо.

Книга дала ответы, которые казалось бы лежали на поверхности, но по каким-то причинам я не обращал внимания. Полученные знания и идеи я сразу же стал внедрять в производственный процесс. Это моментально дало положительные результаты и финальную стадию работы на нашим новым шрифтом «Деви» удалось закончить намного (думаю на процентов 30% точно) быстрее. В скором времени я перепишу
внутренний регламент по разработке шрифта и смогу добиться того что планировал: систематизировать и оптимизировать.

Если вы занимаетесь собственным делом и заинтересованы в его развитии, вам обязательно стоит обратить внимание на эту методологию.

О шрифте — Эрик Шпикерман

27 декабря 2016, 13:38

Эрик Шпикерман — О шрифте

Издательство «Манн Иванов и Фербер» прислали отличный подарок к новому году. Это книга «О шрифте» легендарного Эрика Шпикермана. Не буду обсуждать оформление книги и её вёрстку. Так как это субъективная вещь. Кому-то может понравится мягкая обложка и не понравится красный мелкий шрифт в сносках. Сосредоточимся на содержании.

Частенько шрифтовая литература имеет высокий порог входа и изобилует непонятными для обывателя терминами (да ещё и скучно написана, как инструкция к стиральной машинке). В данном случае всё наоборот, книга открыта и будет интересна для новичков и профессионалов. Каждый разворот делится на две части: фотографии с примерами и текст. Материал легко читается и хорошо усваивается. Большое внимание уделяется ритму, звучанию, характеру и эмоциям в шрифте. Это позволяет посмотреть на шрифт не как на набор знаков, а как на живой и уникальный инструмент. С помощью которого можно передавать эмоции и создавать настроение, акцентировать внимание.

Я бы хотел прочитать эту книгу пару лет назад. Это бы могло значительно ускорить погружение в шрифтовую культуру.

Частотность буквенных сочетаний в кириллице и латинице

28 августа 2016, 15:38

Работая над шрифтом могут возникать разные вопросы. Какие лигатуры стоит делать? Какие буквы чаше всего встречаются в парах? Какие буквы являются самыми часто используемыми в словах? И прочие размышления. В этом посте поделюсь ссылками на ресурсы которые помогут найти ответы на эти и подобные им вопросы.

частотность буквенных сочетаний в кириллице
Частота двубуквенных сочетаний в кириллице. В таблице 697 пар. Чаще всего в кириллице встречаются пары: ст, то, но, на, по. Реже всего: фн, нэ, тш, фг, аё. Потерял ссылку на первоисточник от куда взяты эти пары. Статья «Частотность» из википедии сообщает, что самые популярные буквы в русском языке: о, е, а, и, н. В статье «Частотность слов» есть информация, что в среднем длинна слова в русском языке составляет 5 букв, а средняя длинна предложения 10 слов.

частотность буквенных сочетаний в латинице
Самые популярные латинские буквы и слова. Исследование содержит наглядно систематизированную информацию. Самые популярные слова на английском: the, of, and, to, in. В среднем длинна слова составляет 5 букв. Невиданные слова с длинной больше 20 букв, например: electroencephalographic или forschungsgemeinschaft. Пятёрка самых популярных букв: e, t, a, o, i. Чаще всего встречаются пары: th, he, in, er, an. Там ещё много всего интересного, советую ознакомится. Всё будет понятно, даже если вы не знаете английского языка.

Вот такая интересная статистика. Если я что-то не упомянул или у вас есть ссылки на интересные статьи на подобные темы — напишите в комментариях.

Ширина штриха в Normal и Condensed

30 мая 2016, 15:55

На примере шрифта «Победа» расскажу о зависимости толщины вертикального штриха от ширины буквы.

Разбирался с хинтигом в «Победе». Начал тестировать текст в мелком кегле, в фотошопе (на бумаге получилось добиться хороших результатов с чернильными ловушками, но об этом расскажу позже). Протестил, посмотрел — вроде ок. Потом конвертировал в веб-шрифт. Сверстал простую страничку с текстом, открыл в браузере и бац.

Что-то не то. Почему регулярное начертание выглядит слишком жирным? Думаю, наверное ошибся в настройках ксс. Несколько раз перепроверил, там всё правильно. Попробовал убрать и сново добавить хинтинг — без результатов.

Через множество «почему?» пришлось пробраться прежде чем появилось предположение: что если Победа выглядит жирной из-за того что в конденсед начертании расстояние между вертикальными штрихами в буквах, меньше чем в нормальном?

Чтобы проверить нужно:

  1. Нарисовать несколько букв для нормального начертания.
  2. Попробовать уменьшить ширину вертикального штриха в конденсед версии.

Начинаю с букв для нормального начертания. Для отрисовки выбираю самые простые по форме прописные: DEFHIT. Следуя предположению получается, что нужно не просто нарисовать буквы, а ещё увеличить ширину вертикального штриха. На примере ниже видно, что даже с увеличением толщины штриха визуально буквы получились «легче».

Пробую уменьшить ширину штриха в конденсед версии. Рисую прописные и строчные: DdEeFfHhIiTt. Проверяю в браузере и радуюсь. Буквы стали визуально легче.

Для сравнения

Вывод. Для нормальной и конденсед версии не правильно использовать одинаковые по ширине штрихи. Потому что в кондесед версии буквы будут выглядеть визуально «жирнее», так как внутребуквенное расстояние между штрихами уже чем нормальном начертании.

Вывод 2. Нужно проводить как можно больше тестов на ранних этапах работы, чтобы не приходилось перерисовывать весь шрифт по новой.